МБОУ Степановская СОШ
Оренбургская область, Ташлинский район, с. Степановка, ул. Школьная 9
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность в школе — это система мер, которая направлена на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения корректив в конфигурацию системы.
    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Детские безопасные сайты
    Детские безопасные сайты 

     https://персональныеданные.дети - Информационно-развлекательный портал для детей

    http://www.edu.ru/  - Федеральный портал «Российское образование» 

    http://window.edu.ru/ -  Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» 

    http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

    http://www.uznai-prezidenta.ru/ - Детский сайт Президента России 

    http://voda.org.ru/ - Детский проект Минприроды России «Капа» 

    https://www.culture.ru/ - Портал Минкультуры России «Культура.рф» 

    https://www.gto.ru/ - Портал Минспорта России «ГТО» 

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Педагогам про информационную безопасность

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Методические и справочные материалы

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    отказы и сбои аппаратуры;
    ошибки в программном обеспечении;
    ошибки в работе персонала;
    помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    недовольством служащего своей карьерой;
    взяткой;
    любопытством;
    конкурентной борьбой;
    стремлением самоутвердиться любой ценой.
    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    хищение носителей информации;
    чтение информации с экрана или клавиатуры;
    чтение информации из распечатки.
    Через программу:

    перехват паролей;
    дешифровка зашифрованной информации;
    копирование информации с носителя.
    Через аппаратуру:

    подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


    ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Рекомендации разработаны на основании письма Министерства образования и науки Мурманской области от 12.12.2014 №17-02/9115-ИК «О методическом обеспечении деятельности по противодействию экстремизму среди обучающихся и профилактике интернет-зависимости».

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
    ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    комната должна быть хорошо освещена;
    при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    периодически делать зарядку для глаз.
    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    Методические рекомендации

    В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:

    познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
    рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
    убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
    объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
    убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
    ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • Интернет-ресурсы для педагогических работников

      Фонд развития Интернет http://www.fid.su/
      Лига безопасного Интернета http://www.ligainternet.ru/
      Центр безопасного Интернета в России http://www.saferunet.ru/
      Сайт проекта Ростелеком «Классный Интернет» http://www.safe-internet.ru/ Библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
      Центр безопасности Мicrosoft https://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx
      Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    • Материалы ко Всероссийскому уроку по безопасности в интернете
      Видеоролики по темам "Защита от вредоносных программ", "Безопасность аккаунтов" и "Безопасные онлайн-платежи"
      Материалы для уроков подготовленные специалистами некоммерческой организации "Региональный общественный центр интернет-технологии?" (РОЦИТ)

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • Конкурс социальной рекламы
    • «Позитивный контент»

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie