Профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
1. Общепользовательская.
2. Общепедагогическая.
3. Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
• Работа с одаренными учащимися.
• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
• Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
• Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
• Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
• Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
• Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
• Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
• Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Приложение к письму от 17.05.2023 №01/29-158
Единый перечень профессиональных стандартов по педагогическим должностям, должностям административно-обслуживающего персонала и руководителей
КОД |
Наименование профессионального стандарта |
Нормативный правовой акт (ссылка) |
Вероятное наименование должности |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ |
|||
01.001 |
Педагог (воспитатель, учитель) |
Учитель, Воспитатель |
|
01.003 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н Документ действует до 01.09.2028 |
Педагог , Преподаватель дополнительного образования, методист |
01.005 |
Специалист в области воспитания |
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н Документ действует до 01.09.2023 |
Воспитатель, Старший воспитатель (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации) |
Приказ Минтруда России от 30.01.2023 N 53н Документ вступает в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029 |
|||
РУКОВОДИТЕЛИ, |
АДМИНИСТРАТИВНО-ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ |
||
01.011 |
Управление образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Руководитель (Директор, Заведующий, Начальник) образовательной организации |
|
07.002 |
Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией |
Делопроизводитель, |
|
33.011 |
Повар |
Повар |